Исследование структурно незавершённых высказываний в речи советской и российской молодёжи
https://doi.org/10.15514/ISPRAS-2024-36(2)-14
Аннотация
Целью исследования является сравнение устной речи советских и российских молодых людей в возрасте от 13 до 23 лет. Анализ проводился по единственному показателю: обилию структурно незавершённых высказываний в расшифрованных устных сообщениях. Образцы речи как советских, так и современных российских подростков взяты из СМИ. В результате исследования было показано, что советские школьники и студенты в 7 раз меньше использовали структурно незавершённые высказывания в своей устной речи, чем современная молодёжь. Исследование является продолжением более обширного сравнения устной речи школьников и студентов советской и российской эпох, а также образцов для речевого подражания, которые транслировали советские и российские СМИ. Основанием для выбора материала исследований стала нетривиальная задача установить роль воздействия на речь подростков современной медийной среды. Если советские школьники и студенты потребляли медиаконтент с лучшими для своего времени лингвистическими образцами для подражания, то современные подростки формируются в среде свободного интернета. В ходе исследования разработан метод объективного сравнения речи разных спикеров. Корпусы текстов сравнивались по количеству окказионализмов, авторских синтагм, фразеологизмов, профессионализмов, канцеляризмов, вульгаризмов, структурно незавершённых высказываний, обсценной лексики и т.д. В серии исследований было показано, что речевые образцы советской эпохи, то есть советской группы, лучше как в количественном, так и в качественном отношении, чем современные. Научная новизна заключается в оценке устной речи спикеров информационных и развлекательных медиапродуктов СМИ одной русскоязычной страны, но в разные эпохи, хотя и близкие по времени, с помощью нового комплексного метода лингвистического анализа. Ключевыми факторами, повлиявшими на речевые подходы создателей этих медийных продуктов, стали быстрые социальные и технические изменения.
Об авторе
Александр Александрович ЧУЕВРоссия
Является специалистом сектора Сопровождения научно-исследовательских работ и образовательной деятельности ФГБУН Институт системного программирования имени В.П. Иванникова Российской академии наук, с 2023 года. Сфера научных интересов: прагмалингвистика, синтаксис, лексика.
Список литературы
1. Савельев С.В. Морфология сознания. М., ВЕДИ, 2021, Т. 2, 208 с. / Savel`ev S.V. Morfologiya soznaniya. M., VEDI, 2021, T. 2, 208 p. (in Russian).
2. Савельев С.В. Нищета мозга. М., ВЕДИ, 2014, 192 с. / Savel`ev S.V. Nishheta mozga. M., VEDI, 2014, 192 p. (in Russian).
3. Всероссийский центр изучения общественного мнения, электронный адрес: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/youtube-televidenie-xxi-veka, доступно 25.11.2019. / Vserossijskij centr izucheniya obshchestvennogo mneniya, Available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/youtube-televidenie-xxi-veka, accessed 25.11.2019.
4. Всероссийский центр изучения общественного мнения, электронный адрес: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/mediapotreblenie-rossijan-monitoring, до-ступно 03.03.2021. / Vserossijskij centr izucheniya obshchestvennogo mneniya, Available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/mediapotreblenie-rossijan-monitoring, accessed 03.03.2021.
5. Мисонжников Б.Я., Чуев А.А. Исследование прагмалингвистических конструкций в кинолентах и сериалах, популярных у советской и российской молодёжи, Мир лингвистики и коммуника-ции: электронный научный журнал, вып. 68, 2022 г., стр. 165-181, электронный адрес: www.tverlingua.ru / Misonzhnikov B.YA., Chuev A.A. Issledovanie pragmalingvisticheskih konstrukcij v kinolentah i serialah, populyarnyh u sovetskoj i rossijskoj molodyozhi, Mir lingvistiki i kommunikacii: elektronnyj nauchnyj zhurnal, vol. 68, 2022, pp. 165-181 (in Russian), Available at: www.tverlingua.ru
6. Колокольцева Т.Н. Структурно незавершенные высказывания в русской разговорной речи, на дис. на соискание степени доктора филологических наук: 10.02.01, Саратов, 1984, 197 с., элек-тронный адрес: https://search.rsl.ru/ru/record/01003428014 / Kolokol'ceva T.N. Strukturno nezavershennye vyskazyvaniya v russkoj razgovornoj rechi, na dis. na soiskanie stepeni doktora filologicheskih nauk: 10.02.01, Saratov, 1984, 197 p. (in Russian), Available at: https://search.rsl.ru/ru/record/01003428014
7. Лаптева О.А. Теория современного русского литературного языка: Учебник [Для вузов], М., Высш. шк., 2003, 351 с. / Lapteva O.A. Teoriya sovremennogo russkogo literaturnogo yazyka: Uchebnik [Dlya vuzov], M., Vyssh. shk., 2003, 351 p. (in Russian).
8. Сигал К.Я. Эллипсис как речевой процесс (на материале словосочетаний), Вопросы психолинг-вистики, вып. 1(27), 2016 г., электронный адрес: https://cyberleninka.ru/article/n/ellipsis-kak-rechevoy-protsess-na-materiale-slovosochetaniy / Sigal K.YA. Ellipsis kak rechevoj process (na materiale slovosochetanij), Voprosy psiholingvistiki, vol. 1(27), 2016, Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ellipsis-kak-rechevoy-protsess-na-materiale-slovosochetaniy
9. Сеше А. Программа и методы теоретической лингвистики: Психология языка, М., Едиториал УРСС, 2010, 212 с. / Seshe A. Programma i metody teoreticheskoj lingvistiki: Psihologiya yazyka, M., Editorial URSS, 2010, 212 p. (in Russian).
Рецензия
Для цитирования:
ЧУЕВ А.А. Исследование структурно незавершённых высказываний в речи советской и российской молодёжи. Труды Института системного программирования РАН. 2024;36(2):193-198. https://doi.org/10.15514/ISPRAS-2024-36(2)-14
For citation:
CHUEV A.A. The Study of Structurally Incomplete Statements in the Speech of Soviet and Russian Youth. Proceedings of the Institute for System Programming of the RAS (Proceedings of ISP RAS). 2024;36(2):193-198. (In Russ.) https://doi.org/10.15514/ISPRAS-2024-36(2)-14