Preview

Труды Института системного программирования РАН

Расширенный поиск

Использование технологий искусственного интеллекта для проведения психологического тестирования

https://doi.org/10.15514/ISPRAS-2025-37(1)-11

Аннотация

Данная исследовательская работа посвящена использованию технологий искусственного интеллекта для проведения теста Роршаха. Рассматриваются методы машинного обучения. Оба этих метода используется для многоклассовой классификации категорий ответов. В статье описаны алгоритмы методов машинного обучения для интерпретации результатов, алгоритм выставления результатов по одной из категорий и конечного результата тестирования в веб-интерфейсе для пользователя. Применение искусственного интеллекта для проведения проективных методик тестирования, на примере теста Роршаха, открывает новые возможности для самодиагностики и терапии.

Об авторах

Дарья Дмитриевна ГРИГОРЬЕВА
Пензенский государственный технологический университет
Россия

Выпускница кафедры «Вычислительная техника». Сфера научных интересов: искусственный интеллект, нейронные сети, автоматизированное тестирование, веб разработка.



Даниил Валерьевич СЕРОВ
Пензенский государственный технологический университет
Россия

Студент кафедры «Программирование». Сфера научных интересов: машинное обучение, автоматизированное тестирование, нейронные сети, бэкенд разработка.



Дмитрий Сергеевич СОРОКИН
Пензенский государственный технологический университет
Россия

Студент кафедры «Программирование». Сфера научных интересов: машинное обучение, мобильная разработка, нейронные сети.



Алексей Иванович МАРТЫШКИН
Пензенский государственный технологический университет
Россия

Кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Программирование». Сфера научных интересов: обработка данных, моделирование вычислительных систем, исследование высокопроизводительных систем, распределенные вычислительные системы.



Список литературы

1. де Траубенберг Р., Роршаха Н. К. Т. практическое руководство/НК Рауш де Траубенберг //М.: Когито-Центр. – 2005. – 255 с.

2. Ванеян С. С. Тест Роршаха: случайности восприятия и закономерности воображения //Современная терапия в психиатрии и неврологии. – 2014. – №. 2. – С. 45-52.

3. Белый Б. И. Тест Роршаха. Практика и теория / Под ред. Л. Н. Собчик. — СПб.: ООО «Каскад», 2005. - 240 с.

4. Мартышкин А.И., Григорьева Д.Д., Серов Д.В., Сорокин Д.С. Использование нейронных сетей для анализа ответов на проективные методики психологического тестирования на примере теста Роршаха. – XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2023. Т. 12. № 3 (63). С. 42-49

5. Нохрина Н. А. Типы переживания личности и особенности восприятия субъектами произведений искусства //Психология. Психофизиология. – 2010. – №. 17 (193). – С. 89-92.

6. Кольцов Д. М. Python. Полное руководство //СПб: Издательство Наука и Техника. – 2022. – 480 с.

7. Хасти Т., Тибширани Р., Фридман Д. Основы статистического обучения. Интеллектуальный анализ данных, логический вывод и прогнозирование //Санкт-Петербург: ООО “Диалектика. – 2020. - 768 с.

8. Rish I. et al. An empirical study of the naive Bayes classifier //IJCAI 2001 workshop on empirical methods in artificial intelligence. – 2001. – Т. 3. – №. 22. – С. 41-46.

9. Маннинг К. Д., Рагхаван П., Шютце Х. Введение в информационный поиск, Вильямс, М., 2011 //English: Manning CD, Raghavan P., Schutze H., Introduction to Information Retrieval, Cambridge University Press New York, NY, USA. – 2008. - 504 с.

10. Кадурин А., Николенко С., Архангельская Е. Глубокое обучение. Погружение в мир нейронных сетей //СПб.: Питер. – 2018. – Т. 480.

11. Князева М. Д., Карамышева Н. С., Григорьева Д. Д. От алгоритма к программе и искусственному интеллекту. С примерами на языках Python и Prolog: учеб. пособие / Под ред. д-ра техн. наук, проф. С. А. Зинкина. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2024. – 412 с.

12. Джулли А., Пал С. Библиотека Keras–инструмент глубокого обучения. Реализация нейронных сетей с помощью библиотек Theano и TensorFlow. – Litres, 2022. - 296 с.

13. Shukla N., Fricklas K. Machine learning with TensorFlow. – Greenwich: Manning, 2018. - 272 с.

14. Черняк Е. Введение в глубокое обучение/Е //Черняк–Спб: Изд-во Диалектика. – 2020. – 192 с.

15. Франсуа Ш. Глубокое обучение на Python. – СПб.: Питер, 2022. — 400 с.: ил. — (Серия «Библиотека программиста»).

16. Hunt J., Graphing with Matplotlib pyplot //Advanced Guide to Python 3 Programming. – 2019. – С. 43 - 65.

17. KOYUNCU, Y. Mixed Methods in Educational Sciences: A Qualitative Content Analysis of Master s Theses [Electronic resource] / Y. KOYUNCU, İ. K. YÜKSEL // Hacettepe University Journal of Education. — 2022. — Available from: https://doi.org/10.16986/huje.2022.458.

18. Гафаров Ф. М., Галимянов А.Ф. Искусственные нейронные сети и приложения. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. – 121 с.

19. Mihura J. L. et al. The validity of individual Rorschach variables: systematic reviews and meta-analyses of the comprehensive system //Psychological bulletin. – 2013. – Т. 139. – №. 3. – С. 548.

20. Грязева-Добшинская В. Г., Нохрина Н. А. Тип переживания и рефлексия образов я при восприятии произведений визуального искусства //Психология. Психофизиология. – 2013. – Т. 6. – №. 4. – С. 15-23.

21. Бурлачук Л. Ф. Введение в проективную психологию/Леонид Фокич Бурлачук //К.: Ника-Центр. – 1997. – С. 78-79.


Рецензия

Для цитирования:


ГРИГОРЬЕВА Д.Д., СЕРОВ Д.В., СОРОКИН Д.С., МАРТЫШКИН А.И. Использование технологий искусственного интеллекта для проведения психологического тестирования. Труды Института системного программирования РАН. 2025;37(1):185-200. https://doi.org/10.15514/ISPRAS-2025-37(1)-11

For citation:


GRIGORIEVA D.D., SEROV D.V., SOROKIN D.S., MARTYSHKIN A.I. Using artificial intelligence technologies to conduct psychological testing. Proceedings of the Institute for System Programming of the RAS (Proceedings of ISP RAS). 2025;37(1):185-200. (In Russ.) https://doi.org/10.15514/ISPRAS-2025-37(1)-11



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8156 (Print)
ISSN 2220-6426 (Online)