Изучение оформления русской звучащей речи китайскими и ганскими студентами в цифровом формате: лингводидактический аспект
https://doi.org/10.15514/ISPRAS-2023-35(6)-18
Аннотация
Цель работы заключается в исследовании особенностей оформления русской звучащей речи китайскими и ганскими студентами на разных уровнях обучения на основе экспериментально-фонетических программ. Предметом внимания послужило интонационное оформление основных коммуникативных интенций: приветствие, обращение, завершенность, незавершенность, вопрос без вопросительного слова, вопрос с союзом «а», положительная оценка и удивление. Исследование представляет интерес для создания этноориентированной методики обучения русской интонации. Научная новизна – анализ звучащей речи иностранных студентов на уровне синтагмы в сравнении с носителями русского языка с использованием программ Praat и Lingvodoc. Результаты исследования состоят в наглядном представлении особенностей оформления основных коммуникативных намерений в русской речи китайцев и ганцев с целью предупреждения и коррекции ошибок на уровне интонации.
Об авторах
Светлана Александровна ДЕРЯБИНАРоссия
Kандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Сфера научных интересов: практическая фонетика, методика обучения русскому языку как иностранному, электронная лингводидактика.
Ваньин ЖЭНЬ
Россия
Aспирант кафедры русского языка и методов его преподавания Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Сфера научных интересов: методика преподавания русского языка как иностранного, фонетика, овладение вторым языком, образовательные технологии, смешанное обучение.
Юджения НКЕТИЯ
Россия
Aспирант кафедры русского языка и методов его преподавания Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Сфера научных интересов: фонетика, овладение вторым языком, методика преподавания русского языка как иностранного, методика преподавания английского языка как иностранного, технологии обучения.
Список литературы
1. Antonova, A. S. Using Praat speech analysis software and Audacity audio editor in teaching pronunciation in Chinese / A. S. Antonova // Modern Oriental Studies. - 2019. - Т. 1, № 1. – С. 5-9.
2. Audacity. Audio editor. https://www.audacityteam.org/, accessed Dec. 15, 2023).
3. Balykhina, T.M. et al. Letter. Word. Dialogue: Multimedia program for Russian language. Available at: http://rusist24.rudn.ru/index.php/obuchenie/katalog-uchebnykh-programm/bukva-slovo-dialog, accessed Dec. 15, 2023).
4. Balykhina, T.M. et al. VFGC “Forward”: Multimedia manual. Available at: http://rusist24.rudn.ru/index.php/obuchenie/katalog-uchebnykh-programm/vpered, accessed Dec. 15, 2023).
5. Bryzgunova E.A. Intonation // Russian grammar: in 2 vol. Т. 1 / ed. by N.Y. Shvedova. М., 1980. С. 96-122.
6. Claro M., Salinas A., Cabello-Hutt T., San Martin E., Preiss D.D., Valenzuela S., Jara I. Teaching in a Digital Environment (TIDE): Defining and measuring teachers' capacity to develop students' digital information and communication skills. Computers & Education. 2018. Vol. 121. DOI 10.1016/j.compedu.2018.03.001.
7. Deryabina, S.A. Phoneticisation of teaching Russian as a foreign language in digital humanitarian knowledge: theoretical aspect / S.A. Deryabina, N.A. Lyubimova // Rusistika. - 2021. - Т. 19, № 3. - С. 298-312. - DOI 10.22363/2618-8163-2021-19-3-3-298-312.
8. Garkusha, O.S. Revealing the relevant characteristics of sounding speech for native and non-native speakers (the Russian language) on the examples of audio signals studies / O.S. Garkusha, E.A. Maklakova // Science transforms reality: Proceedings of the International Interdisciplinary Scientific and Practical Student Conference, Voronezh, 27-31 March 2023 / Editor-in-Chief E.A. Maklakova. – Voronezh: Voronezh State Forest Engineering University named after G.F. Morozov. G.F. Morozov, 2023. - P. 48-57. - DOI 10.58168/STR2023_48-57.
9. Kolesnichenko, M.A. Using the possibilities of the PRAAT program in teaching English phonetics / M.A. Kolesnichenko // Asia-Pacific Studies: society, culture, politics: collection of materials, Vladivostok, 06 March 2019. - Vladivostok: Far Eastern Federal University, 2019. - С. 194-195.
10. Koshelyuk, N. A. Option "Phonology" of the LingvoDoc platform as a way of verification (on the material of the Sosvin dialect of the Mansi language) / N. A. Koshelyuk // Proceedings of the Institute of System Programming of the Russian Academy of Sciences. - 2022. - Т. 34, № 6. - С. 165-172. - DOI 10.15514/ISPRAS-2022-34(6)-12.
11. Kuzmicheva, A. A. Complex analysis of speech utterance with the help of PRAAT software (on the material of the German language) / A. A. Kuzmicheva // Scientific discussion: issues of philology and methods of teaching foreign languages: a collection of articles on the materials of the International scientific-practical conference, Nizhny Novgorod, 04-05 April 2019 / Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin. – Nizhny Novgorod: federal state budgetary educational institution of higher professional education "Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin", 2019. - С. 65-67.
12. Lingvodoc. Linguistic platform. http://lingvodoc.ispras.ru/ , accessed Dec. 15, 2023.
13. Praat. Linguistic tool. https://www.fon.hum.uva.nl/praat/, accessed Dec. 15, 2023.
14. Sorokoletova N.Y. Intonation of incompleteness: universal or proper linguistic // Interaction of languages and cultures: studies of graduates and potential participants of Fulbright programs: Proceedings of the IV International Scientific Conference, Cherepovets, 15-16 April 2015 / edited by G.N. Chirsheva; co-editor: G.N. Chirsheva; V.P. Korovushkin. - Cherepovets: Cherepovets State University, 2015. - С. 118-121.
Рецензия
Для цитирования:
ДЕРЯБИНА С.А., ЖЭНЬ В., НКЕТИЯ Ю. Изучение оформления русской звучащей речи китайскими и ганскими студентами в цифровом формате: лингводидактический аспект. Труды Института системного программирования РАН. 2023;35(6):283-292. https://doi.org/10.15514/ISPRAS-2023-35(6)-18
For citation:
DERYABINA S.A., REN W., NKETIAH E. Studying the Structure of the Sound of Russian Speech by Chinese and Ghanaian Students in a Digital Format: a Linguodidactic Aspect. Proceedings of the Institute for System Programming of the RAS (Proceedings of ISP RAS). 2023;35(6):283-292. https://doi.org/10.15514/ISPRAS-2023-35(6)-18